Ушедшие автоконцерны оставили нерабочие заводы. Сколько займет перезапуск

Эксперты предупредили о дефиците недорогих машин до перезапуска заводов

После смены собственников и прихода китайских партнеров, вновь созданные российские заводы должны с самого начала пройти путь к запуску производства. До этого момента на рынке будет сохраняться дефицит доступных моделей.

После перехода построенных в России иностранных автомобильных заводов в собственность отечественных структур, перед ними встали задачи по оперативному перезапуску мощностей. Однако, как рассказали топ-менеджеры предприятий, получение площадок ведущих автобрендов еще не означает, что на них сразу же можно организовывать выпуск новых моделей. Для начала там нужно перенастроить сохранившееся оборудование и инвестировать в закупку и настройку нового. Разбираемся, с какими сложностями столкнулись отечественные автопроизводители на новых площадках, когда на них получится выпускать локализованные модели и сколько еще в России продлится дефицит доступных автомобилей.

«Москвичу» достались неработающие роботы и станки

Директор автозавода «Москвич» Дмитрий Пронин рассказал в интервью подкасту «Инжениум» о проблемах, с которыми столкнулся при перезапуске сборочного конвейера, доставшегося от Renault. Конвейер простоял без движения более года, а первые «Москвичи» собирались методом крупноузловой сборки на стапелях. Это связано с отключением оборудования от глобального программного обеспечения Renault, что сделало станки и промышленных роботов непригодными для использования. Эксперты предупреждают, что на других заводах, оставшихся от иностранных автоконцернов, перезапуск будет осуществляться медленнее.

Сейчас на бывшем заводе Renault в Москве выпускаются автомобили «Москвич 3» — копии JAC JS4 из китайских машинокомплектов. По габаритам и классу они близки к Renault Kaptur, Arkana и Duster, которые производились там ранее. Однако использовать оборудование Renault поначалу оказалось невозможно. Фактически, французский концерн удаленно отключил роботов-сборщиков от своего программного обеспечения, а новое пришлось разрабатывать с нуля.

«Хуже всего дело обстояло с тем, что даже то оборудование, которое находилось на заводе, было отключено от программного обеспечения, и нам приходилось восстанавливать его по крупицам, замещая отечественным ПО, создавая свой собственный софт. Даже, казалось бы, простые роботы все работали на программном управлении, которое интегрировано в Renault. Когда коды были обрезаны, все остановилось», — заявил Пронин.

Сейчас кое-что на предприятии уже восстановлено, рассказал источник Autonews.ru, знакомый с процессом производства на заводе. Так, заработали автоматические тележки, которые точно подвозят детали к сборочному конвейеру со склада, и сам конвейер уже запущен. Однако многие процессы, которые при Renault были локализованы, в частности сварка и окраска кузовов, до сих пор не освоены, и это при том, что к сборке автомобилей JAC под брендом «Москвич» начали готовиться как минимум с лета 2022 года и все необходимое оборудование на предприятии есть.

«Когда иностранный концерн уходит, все производство останавливается. Чтобы делать что-то здесь, за использование технологии в лучшем случае придется платить, а в худшем — ее у тебя заберут. Мы остались у разбитого корыта. Renault не оставил нам технологий, не разрешил производить автомобили, не оставил комплектующие, электронику. Я сейчас говорю про весь автопром», — пояснил Пронин.

Он добавил, что полностью отечественный электромобиль «Москвич» компания надеется создать к 2025/2026 году.

Перезапуск других заводов потребует миллиарды инвестиций

«Москвич» — первое из иностранных автопредприятий, которое переориентировано новым, российским, владельцем на сборку автомобилей из китайских машинокомплектов. Та же судьба ждет, к примеру, предприятие Nissan в Санкт-Петербурге, которое будет заниматься выпуском автомобилей в партнерстве с китайцами под брендом Lada, после того как перейдет в управление АвтоВАЗу.

Бывший завод Mercedes в Подмосковье был куплен дилерским холдингом «Автодом», а другой дилер, компания «Авилон», по неофициальной информации, является основным претендентом на покупку калужского завода Volkswagen, и сделка на сумму около €125 млн уже одобрена.

Бывший завод Toyota в Санкт-Петербурге перешел в собственность НАМИ и, как утверждает глава Минпромторга Денис Мантуров, будет производить электромобили E-Neva разработки концерна «Алмаз-Антей». Компания уже заявила, что планирует вложить 37 млрд рублей в переоснащение российского завода Toyota в Санкт-Петербурге.

Другие предприятия до тех пор планируют освоить сборку иномарок, вероятно, китайских, и это потребует много времени. Например, калининградский завод «Автотор», у которого закончились машинокомплекты традиционных иномарок, только к весне 2023 года освоил серийное производство автомобилей новых китайских брендов.

Даже «Автотору» понадобилось более полугода на перезапуск производства, и это при том, что данный завод изначально строился как мультибрендовый, у него свое оборудование. В случае, например, с заводом Volkswagen — там все заточено на производство машин именно этого концерна, и объем доработок будет более существенным. Так что перезапуск заводов потребует от нескольких месяцев до года. Все зависит от того, какие модели будут выпускать, и от того, насколько сложное это производство.

Ушедшие автоконцерны оставили нерабочие заводы. Сколько займет перезапуск

При этом эксперт предупреждает, что сложности могут возникнуть не только с программным обеспечением, но и с другим оборудованием, которое настроено под модели и комплектующие машин конкретных марок и не подходит для китайских аналогов.

“Например, покрасочное оборудование, рассчитанное на европейскую краску, может оказаться непригодным для использования российской или китайской краски. Здесь вопрос в дисперсии краски, в зависимости от этого параметра требуются разные форсунки”, – объясняет Коровкин.

Независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев считает главной проблемой отсутствие программного обеспечения и опыта его создания в России.

“Новый окрасочный комплекс до 2022 года стоил 25-30 миллионов евро, что составляет небольшую часть стоимости всего завода. Обновление программного обеспечения может стоить еще несколько миллионов евро, но это долгий и сложный процесс. На заводе все интегрировано в единый цифровой контур, начиная с поставки запчастей и заканчивая финальной сборкой. Оборудование от разных производителей должно быть, таким образом, синхронизировано”, – говорит Бургазлиев.

По его словам, даже при поддержке мировых концернов, запуск производства новой модели занимает полгода. Без их программного обеспечения и технологий это займет значительно больше времени.

Все эти трудности в теории не помешали “Москвичу” поставить первые машины дилерам всего через несколько месяцев после решения об их производстве – даже быстрее, чем это удалось “Автотору”. АвтоВАЗ, который в конце 2022 года получил контроль над заводом Nissan, обещает до конца 2023 года собрать там 10 тысяч автомобилей Lada вместе с китайскими партнерами.

Ушедшие автоконцерны оставили нерабочие заводы. Сколько займет перезапуск

«Объявить о запуске производства можно, просто начав прикручивать колеса к машине — и даже не на конвейере, а на стапеле. Гораздо сложнее запустить сварку, окраску кузовов и конвейерную сборку. Для этого нужны тысячи операций, и для каждой из них требуется специальный софт. Обычно он создается сторонней компанией под руководством представителя завода и в сотрудничестве с производителями станков. Не думаю, что у всех отечественных производителей есть значительные собственные компетенции в этой области», — объясняет Бургазлиев.

Оба эксперта сходятся во мнении, что АвтоВАЗ может столкнуться на предприятии Nissan с теми же проблемами, которые возникли у «Москвича» на бывшем заводе Renault.

Новым собственникам заводов Mercedes и Volkswagen будет по меньшей мере не легче, а полноценная работа этих предприятий возобновится, самое раннее, в 2024 году, даже при появлении надежного партнера из Китая.

Дефицит недорогих автомобилей продолжится до полноценного запуска производства

По мнению экспертов, дефицит новых недорогих моделей в России в ближайшее время сохранится. А стоимость автомобилей, которые в будущем начнут выпускать бывшие иностранные заводы, включая Volkswagen, Mercedes и Nissan, в первые годы работы не будет отличаться от стоимости импортных машин из Китая.

Как заявил Autonews.ru независимый аналитик Владимир Беспалов, улучшить ситуацию с доступностью автомобилей в России может наращивание объемов производства машин в стране на новых площадках и на заводах крупных отечественных производителей, включая АвтоВАЗ. И, как следствие, появление более доступных предложений.

“Пока у нас на рынке есть пробел в бюджетном сегменте – после Lada Granta, которая стоит от 680 тысяч рублей, на следующей ступеньке уже автомобили по цене от 2 миллионов рублей”, – отметил аналитик.

Как государство планирует поддерживать отечественных производителей

В конце 2022 года была принята государственная Стратегия развития российского автопрома до 2035 года, которая предусматривает значительное увеличение выпуска автомобилей и автобусов уже в 2025 году. Согласно стратегии, выпуск автомобилей и автобусов должен вырасти более чем вдвое – до 1,092 млн. штук против 457 тыс., выпущенных в 2022 году.

В рамках реализации стратегии, на помощь отрасли в локализации ключевых компонентов из федерального бюджета в 2023-2025 годах планируется выделить до 300 млрд рублей. Autonews.ru направил запрос в Минпромторг с просьбой уточнить, планируется ли потратить часть этих средств на разработку отечественного программного обеспечения для автомобильных заводов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: