Параллельный импорт авто оказался под угрозой. Как и цены на машины

Дилеры спрогнозировали рост цен на автомобили из-за повышения утильсбора

С 1 августа в России планируется значительное повышение утилизационного сбора на импортные автомобили. Это может привести к ряду последствий, которые не только поддержат российский автопром, но и повлияют на стоимость премиальных автомобилей.

Правительство России приняло решение о существенном повышении утилизационного сбора на автомобили с целью поддержки отечественных производителей. Однако, на практике это может привести к прекращению параллельного импорта автомобилей и негативно сказаться на поддержке отечественного автопрома за счет покупателей премиальных автомобилей. Об этом сообщает Autonews.ru.

Насколько повысили сбор

С 1 августа при легализации автомобиля в России юридические лица, а также физлица, ввозящие более одной машины в год, обязаны единовременно платить утилизационный сбор для новых автомобилей в следующем объеме:

  • Для машин с объемом двигателя менее 1 л. 81,2 тыс. руб вместо 48,2 тыс. руб.
  • Для машин с объемом двигателя от 1 до 2 л. 300 тыс руб вместо 178,4 тыс. руб.
  • Для машин с объемом двигателя от 2 до 3 л. 844 тыс. руб вместо 281,6 тыс. руб.
  • Для машин с объемом двигателя от 3 до 3,5 л. 970 тыс. руб. вместо 259,6 тыс. руб.
  • Для машин с объемом двигателя более 3,5 л. 1,2 млн руб вместо 445 тыс. руб.

Параллельный импорт исчезнет

Утилизационный сбор взимается со всех автомобилей, которые впервые вводятся в эксплуатацию на территории России. При этом отечественные автопроизводители получают компенсацию за этот сбор, поэтому теоретически он не должен влиять на стоимость автомобилей. Однако для иномарок он, безусловно, повлияет на себестоимость.

Помимо повышения сбора как такового, новые правила значительно ограничивают ввоз автомобилей физическими лицами для перепродажи. Раньше гражданин России мог приобрести автомобиль у другого гражданина РФ или жителя одной из стран Таможенного союза и заплатить льготную ставку в размере 3,4 тыс. руб. утилизационного сбора, а затем перепродать его в России напрямую или через автосалон, который в данном случае выступает в роли комиссионного.

Новые правила прямо запрещают уплату льготного утилизационного сбора для физических лиц, которые в течение 12 месяцев перепродают свой автомобиль или ввозят в Россию более одной машины в год. Также физическим лицам придется платить полный утилизационный сбор при ввозе автомобиля с объемом двигателя от 3 литров. В настоящее время таким образом ввозится основная часть автомобилей по так называемому параллельному импорту, то есть с растаможкой через оформление СБКТС — Свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств, выдаваемых физическим лицам, как объясняет основатель компании «Rucars электромобили» Роман Рассудков.

Альтернативный путь — оформление юрлицом Заключений об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС) — до сих пор не пользовался значительной популярностью, признает вице-президент Ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Вячеслав Жигалов. По его словам, это фактически исключит возможность параллельного импорта автомобилей и приведет к общему подорожанию автомобилей в 2023 году на одну треть (с учетом уже произошедшего падения курса рубля).

«Ввоз и оформление автомобилей по схеме ЗОЕТС является более сложным по сравнению с СБКТС, но поставки по последней схеме упадут значительно. Поэтому сейчас все дилеры ищут способы, как завозить автомобили. По приблизительным оценкам, цены придется поднять на 500-900 тысяч рублей, если речь идет о параллельном импорте», — говорит Жигалов.

Машины подорожают, но есть один плюс

По словам Рассудкова, новые правила ввоза автомобилей отразятся на двух схемах, которые используются на данный момент.

Первая схема заключается в том, что большинство дилеров завозит автомобили за свой счет. Теперь им придется платить утильсбор в полном объеме, что неминуемо повлияет на стоимость автомобилей, ввозимых по параллельному импорту.

Вторая схема позволяет обойти повышение утильсбора. Это поставка автомобиля под заказ. Если для покупателя в России это первое приобретение автомобиля за последний год, а объем двигателя меньше трех литров, то льготная ставка утильсбора в размере 3 400 руб. для него сохраняется.

Однако, с введением новых правил, отпадают полулегальные схемы поставок автомобилей через страны Таможенного союза с промежуточной постановкой на учет в этих государствах.

«В Белоруссии обнулен НДС на электромобили, а в Киргизии занижают стоимость автомобиля, от которой считается ставка таможенной пошлины. Теперь придется выбирать — таможить машину в России и платить полную пошлину и НДС, но экономить на утилизационном сборе или продолжать таможить через Беларусь и платить в России утильсбор в полном объеме. В любом случае, цена электромобиля из Китая вырастет примерно на 300 тысяч рублей», — подсчитал Рассудков.

Основатель проекта «Автомаркетолог» и бывший президент РОАД Олег Мосеев, при этом, считает, что популярность поставок автомобилей под заказ может с новыми правилами вырасти.

С другой стороны, по мнению Жигалова, прикрытие подобных «серых» схем является единственным плюсом от изменений правил уплаты утильсбора. Теперь, все автодилеры окажутся в примерно равных условиях, подчеркивают в РОАД.

Дилеры просят отсрочки

Несмотря на некоторые позитивные изменения, дилеры считают, что повышение утилизационного сбора на автомобили является преждевременным. В Российскую ассоциацию дилеров (РОАД) уже направили письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина с предложением отложить повышение сбора до тех пор, пока объем рынка новых автомобилей в России не вернется к показателям 2021 года и не составит 1,6-1,7 миллиона штук в год.

По мнению Мосеева, отсрочка должна составить 1,5-2 года. До этого момента АвтоВАЗ и другие компании не смогут удовлетворить спрос на автомобили. «У них очереди на покупку машин — это сейчас их главная проблема», — заявил Мосеев о ситуации с брендом Lada.

При этом в РОАД не требуют отмены повышения утилизационного сбора, поддерживая эту меру, но лишь просят отсрочки. Как рассказали Autonews.ru в Ассоциации, от правительства пока пришло лишь подтверждение получения письма и сообщение о его направлении в департамент промышленности.

По словам Жигалова, дилеров беспокоит не только уничтожение параллельного импорта, но и сокращение официальных поставок новых машин из Китая. «Крупные китайские автопроизводители сокращения поставок в Россию почти не заметят. А вот российские автосалоны могут из-за этого просто разориться», — говорит Жигалов. По его мнению, официальные дистрибьюторы, поставляющие машины из Китая, смогут некоторое время сдерживать цены, но в итоге они все равно вырастут, что может привести к тому, что во втором полугодии 2023 года продажи новых машин упадут даже относительно 2022 года.

Подорожает в первую очередь премиум

Более всего, а именно, в 3,7 раза, увеличился утилизационный сбор на ввоз автомобилей с объемом двигателей от 3,0 до 3,5 литров. Сбор с машин с моторами объемом 3,5 литра также увеличился и теперь может составлять до 1,2 млн рублей.

При этом, важно отметить, что в легковом сегменте в России сейчас не выпускаются и даже не собираются автомобили с объемом мотора от трех литров. Более того, таких премиальных машин почти не поставляют даже из КНР официальные импортеры. Например, премиальный седан Hongqi H9 в России предлагается с двухлитровым турбированным двигателем.

По словам эксперта Рассудкова, новые ставки утилизационного сбора ударят в первую очередь по желающим купить европейский премиальный автомобиль, ввезенный по параллельному импорту.

«BMW X5 сейчас можно было купить по цене от 15 млн рублей минимум. Прибавьте 1,2 млн. И это речь о базовой комплектации. Аналог от китайского бренда будет стоить до 10 млн рублей», — подсчитал Рассудков.

С ним согласен Жигалов, который отмечает, что единственным объяснением роста утильсбора на машины данной категории может быть желание государства получить деньги на помощь отечественному автопрому. Иными словами, те самые 1,2 млн рублей утильсбора с BMW будут направлены на поддержку российского автопрома.

О том же говорит и независимый аналитик в области автопрома Владимир Беспалов. По его мнению, Минпромторг считает возможным найти средства для помощи российскому автопрому за счет покупателей премиальных машин.

Наконец, того же мнения придерживается основатель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев. Он полагает, что прибавка в 1,2 млн рублей для покупателей машин стоимостью 15 млн рублей не будет критичной, зато государство на этом сможет заработать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: