Сумма исковых требований по основному долгу и за незаконное пользование чужими денежными средствами будет увеличиваться с каждым новым присоединившимся к коллективному обращению. Компания не платит по долгам с 2022 года
(Фото: Леонид Фаерберг / Transport Photo Images / Global Look Press)
Арбитражный суд города Москвы принял к производству коллективный иск инвесторов, требующих взыскать с Государственной транспортно-лизинговой компании (ГТЛК) и Национального расчетного депозитария (НРД) задолженность по обязательствам, связанным с еврооблигациями, и проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами. В качестве третьих лиц привлечены к ответу «дочка» ГТЛК — GTLK Europe DAC и ее «внучка» — GTLK Europe Capital DAC, зарегистрированные в Ирландии.
«РБК Инвестиции» ознакомились с коллективным иском. Согласно документу, сумма требований, которую истцы просят взыскать с ГТЛК И НРД, на данный момент составляет $472,9 тыс. по основному долгу и ₽1,36 млн в качестве процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами.
Сумма требований будет постепенно увеличиваться, высказал уверенность в разговоре с «РБК Инвестициями» представитель инициативной группы инвесторов юрист a.t.Legal Вадим Резниченко.
«По мере присоединения к иску новых физических и юридических лиц сумма требований будет пропорционально увеличиваться, так как каждый из них будет указывать свою сумму требований. Соответственно, мы будем уточнять исковые требования на эту сумму, поддерживать их в суде, просить их включить в общий состав. Сумма за пользование чужими денежными средствами тоже будет постепенно увеличиваться пропорционально количеству просроченных дней и сумме основного долга», — пояснил юрист.
GTLK Europe DAC создана в Ирландии в 2012 году, в том числе под запросы «Аэрофлота», но находила и европейских клиентов. Еще один крупный лизингополучатель GTLK Europe — Qatar Airways. На начало 2022 года портфель компании составлял около $4 млрд. Чистая прибыль GTLK Europe в 2021 году составила $25 млн, операционная прибыль — $44,7 млн, выручка — $360 млн.
Международный лизинг авиационного и водного транспорта ГТЛК осуществляет через зарубежную платформу GTLK Global Business, которая была создана как группа дочерних компаний АО «ГТЛК». В частности, в зарубежную платформу GTLK Global Business входили GTLK Europe DAC (Ирландия), GTLK Asia Limited (Гонконг), GTLK Middle East (ОАЭ).
В собственности зарубежных структур 74 самолета, 37 из них находятся в России и продолжают эксплуатироваться российскими авиакомпаниями. 37 самолетов — за рубежом, они «частично заблокированы» и физически находятся в Европе.
Всего на текущий момент требования предъявляют 28 лиц: 27 частных инвесторов и одно юридическое лицо (ООО «Солид-НК»). Из них у самого крупного держателя — 5 тыс. евробондов ГТЛК, у самого мелкого — одна бумага. Среди них могут быть и неквалифицированные инвесторы, так как данные облигации, за исключением одного выпуска с погашением в 2029 году, свободно распространялись на Московской бирже без ограничений на приобретение, связанных со статусом квалинвестора.
Исковое заявление подано в защиту прав и интересов группы владельцев (держателей) еврооблигаций, которые с 2022 года не получают от заемщика купонные выплаты по шести выпускам бондов:
- XS1577961516;
- XS1713473608;
- XS2010044381;
- XS2010027451;
- XS2249778247;
- XS2131995958.
Совокупный объем размещения группы компаний ГТЛК по шести выпускам еврооблигаций соcтавляет $3,25 млрд, по данным Cbonds.
Кроме того, сумма требований может кратно вырасти в связи с тем, что эмитент облигаций проходит процедуру ликвидации. «Мы не исключаем возможности либо подачи нового иска, либо уточнения вот этого иска в части требования о погашении облигаций, потому что в принципе дефолт допущен, эмитент банкротится в Ирландии, соответственно, владельцы облигаций в соответствии с эмиссионной документацией имеют право досрочного погашения всех евробондов. Юридические основания для этого уже есть», — считает Вадим Резниченко.
Высокий суд Ирландии 31 мая 2023 года принял решение о начале процедур ликвидации GTLK Europe DAC и GTLK Capital DAC в связи с тем, что у компании отсутствуют перспективы восстановления деятельности и шансов вернуть кредиторам почти $1,6 млрд. В связи с этой информацией Московская биржа со 2 июня приостановила торги еврооблигациями по пяти выпускам. В материнской компании — ГТЛК — сообщили, что ликвидация дочерних зарубежных компаний не оказывает существенного влияния на финансовую стабильность компании.
Платежи по евробондам ГТЛК не совершаются с февраля 2022 года, облигации не обслуживаются. «Эмитентом всех шести выпусков является ирландская GTLK Europe Capital DAC (эта компания не ведет деятельность, а является SPV), гарантами являются российская АО «ГТЛК» (владельцем компании является Российская Федерация) и ее дочерняя компания ирландская GTLK Europe DAC, которая вела лизинговую деятельность на Западе. GTLK Europe DAC в свою очередь владеет более чем 50 дочерними компаниями, которые созданы для структурирования конкретных сделок, часть из которых обременены залогами в пользу третьих лиц, участвовавших в финансировании сделок», — пояснили в Ассоциации владельцев облигаций.
SPV — это компания специального назначения, которая создается преимущественно для реализации определенного проекта.
Ранее с индивидуальными претензиями к ГТЛК уже выступили держатели европейских бондов. УК «Первая» подала иск на ₽3,15 млрд, а «Росгосстрах Жизнь» и НС Банк потребовали ₽6,4 млн и чуть менее ₽18 млн соответственно.
Из-за санкций трудности с проведением платежей по еврооблигациям испытывают все российские компании, выпускавшие такие бумаги. При этом для них установлена обязанность исполнять обязательства перед российскими инвесторами. В качестве способов исполнения обязательств компаниям предложили выпустить замещающие облигации (указ президента № 430) или делать выплаты в рублях на обособленные счета Д (указ президента № 529). Отдельным указом президента установлен срок обязательного размещения замещающих еврооблигаций — до 1 января 2024 года.
В указе № 430 говорится об обязанности компаний по исполнению обязательств перед российскими держателями ее евробондов и о том, что эти обязательства могут быть исполнены посредством выпуска аналогичных бумаг (с таким же размером купона и сроком погашения, что у еврооблигаций) в российском периметре.
Представители ГТЛК отмечали, что указ президента № 430 не предусматривает их случай. Но в середине апреля первый заместитель генерального директора ГТЛК Михаил Кадочников заявил «РБК Инвестициям», что компания намерена решить проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года. Причем он не исключил помощи государства в этом вопросе.
РБК Pro: Смогут ли инвесторы через суд взыскать с ГТЛК выплаты по еврооблигациям
(Фото: Максим Блинов / РИА Новости)
Единственный акционер ГТЛК — Российская Федерация, права акционера осуществляет Министерство транспорта России.