Как утилизационный сбор влияет на цену машины и что будет после повышения

Утилизационный сбор взимается при ввозе транспортного средства на территорию России. На что он влияет и почему его опять хотят повысить

«Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Санкции 24 мая Польским фурам хотят запретить ездить по России. Это ударит по авторынку Статьи 7 июня Мифы о штрафах. Об этом не знают даже опытные водители Москвич 4 апреля Продажи нового «Москвич 6» начнутся летом. 5 главных фактов о модели

В правительстве в ближайшее время должны определиться с возможным повышением утилизационного сбора. Об этом в недавнем интервью ТАСС заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров. Разбираемся, на что он влияет и придется ли платить за автомобили дороже.

Что такое утилизационный сбор

Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года его стали выплачивать и российские автопроизводители.

Кто платит утилизационный сбор

Заплатить утилизационный сбор необходимо:

  • производителю — за транспортное средство, изготовленное в России;
  • импортеру — за машину, которую ввезли в нашу страну;
  • покупателю — за авто, по которому не осуществлялась оплата утилизационного сбора.

Утильсбор вносится единожды, поэтому если изготовитель, импортер или первый покупатель сделал это, то каждый последующий собственник уже ничего не оплачивает.

Когда утилизационный сбор можно не платить

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:

  • импорт машин в РФ и помещение под таможенные процедуры временного ввоза либо допуска;
  • ввоз автомобиля через таможню в качестве личного имущества беженцами, вынужденными переселенцами или физлицами, участвующими в госпрограмме добровольного переселения;
  • нахождение транспортных средств в собственности консульств, дипломатических представительств, международных организаций с привилегиями и иммунитетом (включая сотрудников организаций и членов их семей);
  • истечение 30 лет с момента производства ТС;
  • возраст автомобиля составляет менее трех лет.

Как утилизационный сбор влияет на цену машины и что будет после повышения

Утилизационный сбор в 2023 году: какой, как рассчитывается

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора в 2023 году, нужно базовую ставку умножить на коэффициент. Оба показателя зависят от типа транспортного средства, его возраста и других нюансов.

Формула расчета выглядит так:
утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент

Базовые ставки утилизационного сбора в 2023 году:

  • 20 000 руб. — для категории М1 (легковые автомобили);
  • 150 000 руб. — для всех остальных категорий ТС;
  • 172 500 руб. — для самоходных машин и прицепов к ним, спецтехники.

Коэффициент зависит от параметров транспортного средства:

  • возраста: новое или старше трех лет,
  • категории,
  • технически допустимой массы,
  • объема двигателя.

Например, за машину с мотором объемом не более 1 л нужно будет заплатить 48 200 руб., с мотором объемом от 1 до 2 л — 178 400 руб., с мотором объемом от 2 до 3 л — 281 600 руб., с мотором от 3 до 3,5 л — 259 600 руб., с мотором объемом свыше 3,5 л — 445 000 руб.

Для обычных автовладельцев, которые ввозят ТС из-за границы для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 тыс. руб. Коэффициент, в зависимости от возраста машины, будет меняться от 0,17 до 0,26. Так, для нового автомобиля утилизационный сбор составит 3400 руб., для автомобиля старше трех лет — 5200 руб.

А вот за утилизацию грузовиков, автомобилистам придется заплатить гораздо больше. В 2023 году сбор для этой категории транспорта вырос на 35-40%. В рублевом эквиваленте увеличение составило от 331 500 до 814 500 рублей.

Тем временем, сейчас идут обсуждения о возможном повышении утилизационного сбора на легковые автомобили уже в 2023 году.

О необходимости увеличить утилизационный сбор на легковые автомобили уже много месяцев говорит президент АвтоВАЗа Максим Соколов. В частности, он подробно останавливался на этом вопросе еще на пресс-конференции в январе 2023 года, когда подводил итоги прошлого года.

По мнению Соколова, государство должно поддерживать тех автопроизводителей, кто смог добиться высокого уровня локализации своих машин. И, напротив, усложнять условия работы тем, кто осуществляет лишь крупноузловую сборку и не стремится усложнять свое производство.

На АвтоВАЗе Autonews подтвердили, что позиция компании об увеличении утильсбора остается прежней, но не смогли сказать, есть ли какие-то подвижки в решении этого вопроса. При этом в компании подтвердили, что их собственное производство в Санкт-Петербурге (бывший завод Nissan) выгоды от повышения утильсбора в первое время не получит и будет работать «на общих условиях».

Опрошенные Autonews аналитики расходятся в оценках того, насколько может вырасти утильсбор: часть из них утверждают, что речь может идти об индексации на 60% к нынешнему уровню, остальные уверены, что стоит ждать подъема утильсбора на 70%. В ответственном за эту тему Минпромторге пока молчат.

Как отметили в аналитическом отделе Дром.ру, для АвтоВАЗа повышение утилизационного сбора – прежде всего инструмент борьбы с китайскими импортерами, такими как Chery, Omoda, Haval.

Как утилизационный сбор влияет на цену машины и что будет после повышения

В частности, эффективность производства Haval в России может значительно снизиться после повышения утилизационного сбора. Это коснется не только импортеров, но и российских производителей, таких как липецкий «Моторинвест» и «Москвич». Эти заводы не имеют достаточных локализационных баллов, чтобы рассчитывать на компенсацию утилизационного сбора со стороны государства. Повышение платежа может негативно сказаться на их работе и значительно ухудшить бизнес-показатели.

Об этом сообщили в пресс-службе Дром.ру. Там также напомнили, что Казахстан выступил против резкого повышения утилизационного сбора. С ним у России есть договоренность о взаимной компенсации утильсбора в достаточно большом объеме – до 50 тысяч машин в год. Естественно, Казахстану, чья промышленность ориентирована на поставки машин в Россию, невыгодно повышение ставки.

Система утилизационного сбора и его компенсации для локальных автопроизводителей формировалась в условиях, предшествовавших событиям 2022 года. Как отмечают эксперты, опрошенные Autonews.ru, сейчас автобизнес живет в новой реальности, где от прежней политики в области автопрома остались только заводы, брошенные иностранными автоконцернами.

Повышение утилизационного сбора – это полезная мера не только для АвтоВАЗа, но и для калининградского «Автотора», УАЗа и других предприятий. Однако вводить ее нужно постепенно. Цель понятна – создание собственной высоколокализованной автомобильной промышленности. Но это должны быть комплексные меры.

Как утилизационный сбор влияет на цену автомобиля

Производители автомобилей платят утилизационный сбор в полном объеме. Например, для всех моделей Lada и кроссоверов «Москвич 3» сумма сбора составляет 178,4 тысячи рублей. Эта сумма возвращается производителю в виде субсидий, размер которых зависит от степени локализации производства и выражается в баллах.

У Lada Niva Legend и УАЗ «Патриот» таких баллов больше, чем у «Москвича 3». Таким образом, если автомобиль собран на месте с низкой степенью локализации, невозмещенный утилизационный сбор включается в его цену, независимо от того, был ли он импортирован в страну или нет. Окончательное решение о включении утильсбора в цену автомобиля принимают сами автопроизводители.

Как оплатить утилизационный сбор

Для плательщиков, которые не являются крупнейшими производителями, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор необходимо оплатить до выпуска транспортного средства в обращение, то есть до оформления ПТС или электронного паспорта.

Импортеры оплачивают утилизационный сбор на таможне. Российские производители транспортных средств и покупатели на территории России – в свои ИФНС. Перечень реквизитов для оплаты размещен на сайте таможни. В Российской Федерации производители и покупатели транспортных средств могут оплатить утилизационный сбор в любом банке по реквизитам налоговой инспекции.

Как утилизационный сбор влияет на цену машины и что будет после повышения

В 2023 году налоги и взносы перечисляют на новый КБК (код бюджетной классификации) единого налогового платежа. В налоговой отчетности и уведомлении об исчисленных налогах и взносах для зачета единого налогового платежа указывают отдельные КБК.

1. Рассчитайте сумму сбора и оплатите ее по реквизитам ИФНС.

2. В течение трех рабочих дней сдайте подтверждающие оплату документы в налоговую инспекцию:

— расчет по форме, утвержденной постановлением № 1291 (колесный автотранспорт) или 81 (самоходные машины);
— копию платежного документа;
— документы на транспортное средство.

3. Дождитесь, когда налоговые инспекторы поставят в паспорте транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Отметку об уплате утилизационного сбора ставят в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки» или вносят в электронный паспорт. Штрафных санкций за неуплату сбора нет. Но без отметки об уплате сбора в паспорте транспортного средства или электронном паспорте со статусом «действующий» транспортное средство не зарегистрируют.

Утилизационный сбор на спецтехнику и прицепы

Утилизационный сбор на специальную технику и прицепы выше, чем на легковые автомобили, из-за более сложного и дорогостоящего процесса утилизации.

С 1 января 2023 года правительство утвердило повышение ставок утилизационного сбора на иностранную спецтехнику, грузовые автомобили и прицепы. Индексация затронула полуприцепы, некоторые виды грузовых автомобилей и самосвалов, грейдеры, катки, погрузчики и гусеничные тракторы. Например, до 1 января 2023 года размер утилизационного сбора на новые полуприцепы составлял 96 тысяч рублей, а сейчас придется заплатить 600 тысяч рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: